Российский производитель и разработчик сертифицированного измерительного оборудования с 1987 года

ЭМГ-регистрация эмоционального восприятия лиц

Внедрение: 2014 г.

Модуль E‑440 (сегодня выпускается сертифицированный аналог E14‑440) был применён в электромиографии (ЭМГ) при регистрации эмоционального восприятия лиц. Группа ученых-психологов, применяя методику эмоциональной модуляции старт-реакции, изучала феномен эмоциональной модуляции мигательного рефлекса [1]. При этом исследователи выдвинули гипотезу о существовании значимого тройного взаимодействия «Экспрессия – пол испытуемого – пол натурщика», предполагая, что эмоциональный эффект складывается не только под влиянием эмоциональной экспрессии лица, но и его половой принадлежности, соотношения пола наблюдателя и пола натурщика, привлекательности лица, его знакомости, направления взгляда и других факторов. 

В данном исследовании впервые рассматривался вопрос о сравнительной эффективности в качестве модуляторов старт-реакции частей лиц (глаза, рот) и целых лиц. 
 

Рисунок 1. Все типы изображений, которые предъявлялись в опытах.

 

В эксперименте принимали участие 19 испытуемых (средний возраст составил 25,4 года; диапазон: от 18 до 59 лет; 10 мужчин, 9 женщин).
Лицевые стимулы (рисунок 1) предъявлялись на экране электронно-лучевого дисплея. 

В эксперименте изучалось влияние на амплитуды старт-реакции пяти факторов (независимых переменных):

  1. Пол натурщика – мужчина или женщина.
  2. Три вида экспрессии (радость, нейтральное выражение лица, испуг).
  3. Целое лицо или его часть (рот; глаза).
  4. Задержка предъявления акустического старт-стимула (5 уровней – 0,5; 1,5; 2,5; 3,5 с – для создания условий неопределенности предъявления акустического сигнала. В некоторых случаях экспозиции изображения старт-стимул отсутствовал и предъявлялся в интервале между экспозициями).
  5. Пол испытуемого. Зависимые переменные – максимальная амплитуда старт-реакции в наблюдаемом интервале (от 20 до 150 мс после начала предъявления старт-стимула) и субъективные оценки того, насколько нравятся изображения.

Зависимые переменные – максимальная амплитуда старт-реакции в наблюдаемом интервале (от 20 до 150 мс после начала предъявления старт-стимула) и субъективные оценки того, насколько нравятся изображения.

Биполярное отведение ЭМГ-сигнала осуществлялось с помощью двух активных и одного нейтрального электродов Ag‑AgCl диаметром 8 мм. Активные электроды прикреплялись к кожному участку под правым глазом испытуемого над круговой мышцей глаза (orbicularisoculi). Межэлектродное расстояние составляло около 1 см. Нейтральный электрод закреплялся на мочке правого уха.
Электроды подключались к биоусилителю DA100C (BIOPAC, США) с помощью экранированных проводов. Были выбраны следующие параметры усилителя: полоса регистрируемых частот – 0,05‑500 Гц, коэффициент усиления – 1000. Выходной сигнал усилителя подавался на один из каналов системы сбора данных Е‑440 (L‑Card, РФ), управляемой программным пакетом PowerGraph. Частота дискретизации регистрируемых сигналов равнялась 1000 Гц. На других каналах системы Е‑440 регистрировались сигналы от фотодиодного датчика экспозиций, датчика ручного контроля, фонограмма звуков (они предъявлялись испытуемому бинаурально через наушники – белый шум продолжительностью 50 мс, громкостью около 100 дБ), и моменты нажатия испытуемым клавиши "пробел" для запуска экспозиции изображения.

Ниже приводим один из многочисленных примеров результатов измерений – разницу влияния экспрессии лиц на испытуемых мужчин и испытуемых женщин.

Рисунок 2. Средние амплитуды старт-реакций (×1000) у мужчин при предъявлении мужских и женских лицевых стимулов с разными экспрессиями (задержка старт-стимула 3,5 с).

 

Рисунок 3. Средние амплитуды старт-реакций (×1000) у женщин при предъявлении мужских и женских лицевых стимулов с разными экспрессиями (задержка старт-стимула 3,5 с).

 

Полученные результаты согласуются с гипотезой многофакторного эмоционального эффекта лиц и их частей. Наряду с непосредственным экспрессивным содержанием лиц важными факторами этого эффекта являются пол натурщика и пол испытуемого. Существенную роль в нем должны играть такие факторы как знакомость, аттрактивность лиц (свойство объекта привлекать внимание, вызывать интерес) и направление взгляда натурщика.

 

Источник:
Мещеряков Б.Г., Гизатуллин М.М., Назаров А.И. Эмоциональный эффект восприятия лиц // Лицо человека в науке, искусстве и практике / Отв. ред. К.И. Ананьева, В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов. – Москва: Когито-Центр. – 2014. – С. 183‑207.


Разработчик: Б.Г. Мещеряков, М.М. Гизатуллин, А.И. Назаров

Контакты

Адрес: 117105, Москва, Варшавское шоссе, д. 5, корп. 4

Многоканальный телефон:
+7 (495) 785-95-25

Отдел продаж: sale@lcard.ru
Техническая поддержка: support@lcard.ru

Время работы: с 9-00 до 19-00 мск