Меню
+7 (495) 785-95-25
sale@lcard.ru
sale@lcard.ru
Одним из сложных вопросов при построении автоматизированных информационно-измерительных систем испытаний (АИИС) авиационного двигателя является измерение и обработка вибрации на корпусе двигателя и его агрегатах.
Для измерения вибрации применяются индукционные датчики виброскорости и пьезоэлектрические датчики виброускорения.
Например, у используемых на ОАО ”УМПО” индукционных датчиков виброскорости МВ-25 и МВ-27 (Рис.1) напряжение выходного сигнала переменного тока составляет до 1000 мВ, а информативная частота сигнала - до 1000 Гц.
Рис.1
У пьезоэлектрических датчиков АВС-117-03 или АВС-117-06 (Рис.2) величина выходного заряда пропорциональна виброускорению и для подключения к аналого-цифровому преобразователю (АЦП) используются усилители заряда. Информативная частота сигнала пьезоэлектрических датчиков может составлять до 20 кГц и более.
Рис.2
Частота опроса сигналов датчиков вибрации с помощью АЦП составляет от 2000 до 50000 Гц (и более).
Одной из решаемых задач по измерению и обработке вибрации стало измерение вибрации с помощью трех датчиков МВ-25 на корпусе компрессора и одного датчика МВ-25 на корпусе турбины вспомогательного авиационного двигателя, приспособленного для генерации сжатого воздуха на установке испытания камеры сгорания.
Длительное время для измерения сигналов датчиков вибрации на разработанных и внедренных в ОАО “УМПО” АИИС ( СТА 1/1999 и СТА 3/2012 ) успешно применяются АЦП L-1221 с интерфейсом ISA, производившиеся на предприятии ООО “Л Кард”, г. Москва, www.lcard.ru (Рис.3).
Рис.3
Однако данные АЦП давно сняты с производства, да и сама шина ISA признана устаревшей и отсутствует в современных компьютерах.
При поиске новых решений были сформулированы основные требования к аппаратуре измерения вибрации:
Применение законченного решения удобно тем, что не приходится cамостоятельно разрабатывать специализированное программное обеспечение: разработчик устройства всегда сделает это лучше стороннего программиста.
Наличие Свидетельства об утверждении типа средства измерения не освобождает разработчика от процедуры сертификации АИИС в целом, однако существенно упрощает как процедуру сертификации, так и последующее обслуживание АИИС в ходе эксплуатации.
Требование к открытости ПО контроллера вытекает из того, что в АИИС ОАО “УМПО” применяется операционная система жесткого реального времени QNX (www.qnx.com), для которой прикладное ПО контроллера должно быть собственноручно скомпилировано.
Рассматривались решения известных производителей виброаппаратуры:
Производимый ООО “Л Кард” крейт LTR-U-2-5 c 4-х канальным модулем АЦП LTR22 и Ethernet-интерфейсом (Рис.4 и Рис.5) удовлетворил всем сформулированным выше требованиям.
Рис.4
Рис.5
Модуль LTR22 представляет собой модуль 16-разрядных сигма-дельта АЦП (Рис. 6) и имеет четыре параллельных синхронных канала. Каждый канал имеет высококачественный дифференциальный вход, сигма-дельта АЦП, встроенный фильтр нижних частот и программно включаемый фильтр верхних частот для компенсации постоянной составляющей сигнала.
Рис.6
Частота преобразования АЦП от 3.472кГц до 78.125кГц.
Входное сопротивление дифференциального входа не менее 10 МОм в рабочем режиме. Предельно допустимые напряжения на аналоговых входах (защита входов) не менее 20 В во включенном и выключенном состоянии.
При выборе схемы подключения датчиков вибрации специалисты “ООО Л Кард” оказали помощь через форум технической поддержки. В ходе обсуждения были подробно рассмотрены вопросы помехозащищенности измерительных каналов, преимущества и недостатки нескольких вариантов подключения и наконец, был выбран лучший способ подключения, согласно эскизу (Рис.7), который и был реализован.
Рис.7
Программное обеспечение подсистемы измерения вибрации состоит из программы-сервера ltrd и прикладной программы m_ltr22.
Программа-сервер компилируется из открытых исходных текстов, выложенных на сайте "Л Кард". Специалисты "Л Кард" оказали помощь при подготовке дистрибутивов сервера ltrd как для ОС QNX4, так и для ОС QNX6.
Программа ltrd устанавливает связь с LTR-крейтом и организует взаимодействие прикладных программ-клиентов с аппаратурой крейта. Обмен данными происходит по протоколу TCP/IP.
Программы-клиенты запускаются для каждого работающего в составе LTR-крейта модуля и используют готовую и задокументированную библиотеку функций для обслуживания соответствующего аппаратного интерфейса.
В частности для обслуживания модуля АЦП LTR22 используется несколько функций:
Наличие готовой библиотеки функций позволило в короткие сроки разработать прикладную программу m_ltr22, которая принимает разультаты измерения с датчиков МВ-25, вычисляет среднее квадратичное значение СКЗ величины виброскорости по каждому каналу, производит цифровое дифференцирование и вычисляет СКЗ величины виброперегрузки по каждому каналу.
В конечном итоге результаты измерения и обработки выводятся на монитор испытателя-механика в виде мнемосхемы узла газогенератора примерно как на Рис.8
Рис.8
Широкий набор плат АЦП, ЦАП, других интерфейсов для аналогового и дискретного ввода-вывода, удобная техническая поддержка, высокая надежность, наличие сертификата описания типа позволяют рассматривать LTR-крейт как основу для создания полноразмерных АИИС с достижением высоких технических и экономических показателей.
Материалы предоставлены ОАО ”УМПО” для данной публикации.
Адрес: 117105, Москва, Варшавское шоссе, д. 5, корп. 4
Многоканальный телефон:
+7 (495) 785-95-25
Отдел продаж: sale@lcard.ru
Техническая поддержка: support@lcard.ru
Время работы: с 9-00 до 19-00 мск