Меню
+7 (495) 785-95-25
sale@lcard.ru
sale@lcard.ru
Основу данного взаимодействия составляет взаимополезный для Заказчика и Исполнителя документ под названием Техническое задание (ТЗ). Ценность и полезность данного документа становится очевидной для обеих сторон особенно тогда, когда ТЗ отсутствует и, как следствие, возникают фундаментальные разногласия в понимании задачи между Заказчиком и Исполнителем. Так, что же такое ТЗ? И стоит ли его бояться Заказчику, который не имеет опыта составления ТЗ?
По своей сути ТЗ – это неформальный документ, который описывает техническую постановку задачи. И этим всё сказано. Фактически вся работа по составлению ТЗ – это техническое описание ключевых характеристик и возможностей изделия, которое необходимо разработать. ТЗ могут написать от Исполнителя и инженеры ООО “Л Кард”, если Заказчик в состоянии сформулировать свои технические требования к изделию, после чего эти требования будут дополнены инженерами ООО “Л Кард” и вынесены на согласование. Большинство Заказчиков понимают, что ТЗ – это мощный шаг в развитии проекта, поскольку в ТЗ количественно сформулированы характеристики изделия и перечислены все необходимые функции изделия. В ТЗ может быть включена и экономическая сторона (например, цена при серийном производстве), а также организационные вопросы (план-график выполнения работ). Перечислим минимально необходимые вопросы, которые всегда должны быть отражены в ТЗ:
Но, как правило, именно Ваша задача – всегда уникальна. Условно разобьём возможные задачи по разработке изделий на несколько групп и перечислим далее дополнительные типичные вопросы ТЗ по этим группам:
По смыслу ТЗ должно отражать все затронутые уровни программных и аппаратных средств.
Есть очень простой критерий оценки качества любого ТЗ – это количество в нём численных характеристик, а также стандартных характеристик, привязанных к ГОСТам, к стандартам международных организаций или к общепринятым техническим нормам. Нормируемые характеристики желательно указывать с допусками: допустимым разбросом, погрешностями или односторонними ограничениями ("не менее...", не более...").
Повышает ценность ТЗ многовариантность заложенных в нём условий, когда Исполнителю предлагается выбрать оптимальный вариант для реализации из нескольких существующих.
Качество ТЗ выше, когда требования разделены, как минимум, на две категории: обязательные или необязательные. Или даже на четыре категории: обязательные, желательные, по усмотрению Исполнителя, по согласованию сторон.
Повышает качество ТЗ наличие эскизов внешнего вида изделия (передней панели, панелей разъёмов, органов управления и индикации) с указанием максимальных и минимальных габаритных размеров и геометрических привязок.
Отметим, что ТЗ – это хоть и основополагающий и направляющий документ для обеих сторон, но задача нередко уточняется в ходе её реализации, поэтому ТЗ по согласованию сторон может быть откорректировано и уточнено.
При написании ТЗ пользуются техническим языком и техническими терминами. Раздел Терминология на нашем сайте Вы можете использовать как терминологическую базу (систему терминов) при написании ТЗ.
В качественном ТЗ доля узкоспециализированных отраслевых терминов минимальна по отношению к доле общетехнических терминов, при этом, описание свойств устройства больше похоже на описание входов, выходов и функций абстрактного "чёрного ящика". С одной стороны, написание подобного качественного ТЗ потребует привлечения высококвалифицированного инженера и дополнительных затрат. Но с других сторон:
Не будет преувеличением сказать, что хорошее проработанное ТЗ – залог успешно выполненной работы!
По форме ТЗ могут отличаться для разных отраслей. Например по форме ТЗ для автоматизированных систем можно придерживаться ГОСТ 34, разделы 4-8.
Надеемся, что Вы получили ответ на вопрос, заданный в начале статьи: "Что же такое ТЗ?". Ответ на второй вопрос "Cтоит ли его бояться Заказчику, который не имеет опыта составления ТЗ?" будет таким: Не бойтесь вкладываться в ТЗ. Затраты, вложенные в качество ТЗ, окупаются!
С данной темой связаны следующие статьи:
Перейти к другим статьям FAQ | Cтатья создана: | 12.08.2014 |
Последняя редакция: | 20.03.2019 |
Адрес: 117105, Москва, Варшавское шоссе, д. 5, корп. 4
Многоканальный телефон:
+7 (495) 785-95-25
Отдел продаж: sale@lcard.ru
Техническая поддержка: support@lcard.ru
Время работы: с 9-00 до 19-00 мск